< "Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли

еонард Уайтинг (Leonard Whiting), британский актер, сыгравший роль Ромео в фильме "Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли (1968г.), вместе с Оливией Хасси в роли Джульетты, родился 30 июня 1950г. в Лондоне. Эта роль принесла ему "Золотой глобус" в номинации "Самый многообещающий новичок среди мужчин". Он был убедителен в роли Ромео до такой степени, что многие отождествляют его с героем и по сей день, забывая о том, что в 2010 году Леонард Уайтинг отметил свое 60-летие.

Уайтинг родился в лондонском районе Wood Green. Единственный сын Артура Леонарда Уайтинга и Пегги Джойс О'Салливан. В его жилах течет Британская, Ирландская и часть цыганской крови. Получил образование в St.Richard of Chichester колледже в лондонском районе Камден (Camden) и закончил его за две недели до начала работ над ролью Ромео в фильме Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» 1968 года. Свою карьеру Уайтинг начал в 11 лет именно как певец.

"Ангельский" голос его собирал толпу прихожан в одной из католических церквей
северного Лондона, где он был первым сопрано в хоре мальчиков.

Каждое лето, выпросив денег у родителей, он отправлялся на соревнования молодых певцов - "набираться опыта, меряться силами и постигать собственные недостатки".

Настойчивость, с которой он предпочитал пению все развлечения школьных времен, побудила родителей взять для сына учителя пения - по счастью, такой нашёлся среди друзей семьи. Два года музыкальных занятий и вокальных упражнений, а затем ещё одна счастливая случайность: знакомство с опытным театральным агентом.

В том же году Леонард был приглашен в
труппу Национального театра (National Theatre). Он пел в старинной английской комедии «Любовью за любовь» («Love for Love»), где главную роль исполнял Лоуренс Оливье (Laurence Olivier), и был включен в «русское турне», побывал в Москве, и выступал в Кремлевском театре, а также в Берлине. В 1967—1968 годах режиссер

Франко Дзеффирелли, после трехмесячного прослушивания, выбирает
Леонарда Уайтинга из трехсот претендентов на роль Ромео.

«Ромео — это была для меня не роль. Это было состояние ощущения мира, обнажённости сердца, остроты страдания, жажды самоотвержения. Дзеффирелли угадал это состояние и за это взял на роль…» - "У него притягательное лицо, мягкая меланхоличность, сладость, тип идеального юноши, которым должен быть Ромео".

За девять месяцев сьёмок фильма «Ромео и Джульетта» Леонард научился понимать итальянский так, что Дзеффирелли уже с оглядкой выражался в его и Оливии присутствии – всё-таки дети. Их поселили на новой вилле Франко. Репетиции проходили на лужайке перед домом.

Леонарда опекала мама, приехавшая с ним, а Оливию – гувернантка. Режиссёр был для них земным полубожеством. Он лепил героев фильма по собственному замыслу, раскрывая секреты актёрского мастерства и проникновения в роль.

Нет сомнений, что Леонард с детства знал настоящую цену каждому заработанному им фунту. Пожалуй, здоровое честолюбие было свойственно этому лондонскому парню, боровшемуся с собственным акцентом кокни и с юношеской нелюбовью к Шекспиру.

Вот как вспоминал о нём в своей книге Дзеффирелли: «Съёмки – это не только период, в котором всё подчинено графику, но и длительное время, когда люди оказываются в тесном контакте друг с другом, и, конечно, при этом неизбежно могут возникнуть напряжённые отношения.

Я нашёл себя в роли отца детей, пробуя помочь им, как на экране, так и вне его. Оливия нуждалась в этом больше, чем кто-либо, потому что приехала из распавшейся семьи и искала во мне человека, который мог бы заменить ей отца. Она отвечала на все мои указания.


Леонард же был типичным мальчиком-подростком, испытывающим собственное эго. Ему всегда нужно было позволять идти собственным путём, и поначалу я был терпелив, вмешиваясь только, когда он спотыкался. Это была борьба. Он боялся показаться в глазах других моей марионеткой, и «остро» напомнил мне, что у него есть некоторый опыт. Ситуация была обострена тем фактом, что я никогда не давал указаний Джону или Майклу, что делать. Леонард раздражался из-за этого, пока я не указал твёрдо, что они были более опытные актёры, чем он, и что ему лучше остановиться, сделать сравнения, которые в конце концов будут не в его пользу. Однако внешность Леонарда была совершенна для роли".

"Он был красивым и самым изящным юношей из всех, кого я когда-либо встречал в свой жизни."
Франко Дзеффирелли.

Маэстро Дзеффирелли верил в успех своей картины, но предполагать, что она станет не только культовым фильмом поколения 70-тых, но и шедевром мирового кинематографа, он не мог. Со съёмками этого фильма связан ещё один интересный факт – первая, прямая, международная, спутниковая трансляция по телевидению репетиции венчания Ромео и Джульетты в церкви Сан Пьетро в Тускании (маленький городок неподалёку от Рима).

Сохранился 10-минутный документальный фильм, отражающий это событие. В конце 60-х — начале 70-х годах Леонард снялся еще в семи фильмах итальянских, английских и американских киностудий. За 1968-1969 годы Леонард дал огромное количество интервью. Он получил приз Золотой Глобус 1968 г. как самый перспективный и многообещающий молодой актёр-звезда. Популярные журналы пестрели фотографиями со съёмок и кадрами из фильма. Он охотно отвечал на все вопросы, вёл свою колонку в журнале FAVE. Пятилетний контракт гарантировал работу в кино.

Три его заветных желания на тот момент заключались в успехе картины – и творческом, и коммерческом, возможности оплатить кредит за дом родителей, и быть просто счастливым. Многие советовали ему: "Отправляйся в Голливуд, сейчас все о тебе говорят, сделаешь настоящую, большую карьеру". Он не поехал, отказавшись от голливудской тусовки, снобизма и звёздности. Узкий круг его друзей и близких не имел ничего общего с кино. Он предпочёл кино театру и музыке в самый кризисный период существования лондонских подмостков – в середине семидесятых.

В середине 1970-х годов, его голос привлек внимание одной из самых концептуальных групп артрока The Alan Parsons Project, в составе которой он в 1976 году выполнил ведущие вокалы к песне-поэме «Ворон» («The Raven») для диска называемом «Рассказы Тайны и Воображения Эдгара Алана По» («Tales Of Mystery And Imagination» (1976). Незаурядные вокальные данные Леонарда Уайтинга продемонстрированы в исполнении нескольких песен, аранжированных и записанных композитором Джорджем Питером Тинли (George Tingly) в 1979 году, в их числе знаменитая баллада из фильма Дзеффирелли «What is a Youth.»

Как же сложилась дальнейшая судьба Леонарда Уайтинга, можно просле-
дить по статьям и интервью, убывающим по мере взросления самого актёра. Познавая искусство изнутри, а мир через общение, приобретая опыт на собственных ошибках, он получил право выражать мысли и чувства в музыке, стихах и прозе во всеуслышание. Леонард всю жизнь занимается творчеством, не зависимо от того, приносит это доход или нет. Он записывал диски, играл в спектаклях лондонских театров, снимался в телевизионных фильмах, писал стихи, новеллы и сценарии, занимался дублированием фильмов.

Есть какая-то стихия в актёрах, которую они привносят в исполняемую роль, и персонажи влияют на актёров.

Будучи довольно замкнутым человеком, сдержанным, ироничным, Леонард демонстрирует в своих немногочисленных ролях скрытую за этим страстность, разрывающую сердце. В 1990-х годах Леонард Уайтинг создавал новые песни в стиле popsoul, а также его песни записывали на диски другие молодые исполнители. На телеканалах BBC и ITV принимал участие в создании фильмов «A POOR GENTLEMAN» и «THE DREAMSTONE».

В конце 90-тых годов он сыграл главную роль в бразильском фильме «Новая весна». В дальнейшем занимался творчеством и играл в музыкальных спектаклях лондонских театров.

Уайтинг был дважды женат. Первый раз на фотомодели Кати Дэймен (Cathee Dahmen), а второй раз - на южноафриканке Линн Прессер (Lynn Presser). У него двое детей: дочь Сара - от первого брака и еще одна дочь Шарлотта Вестенра (Charlotte Westenra) от Валери Тобин (Valerie Tobin). Завершив актёрскую карьеру, Леонард Уайтинг много лет создаёт и продюсирует проекты для детей, занимается литературным творчеством и пишет музыку.

В 2009 году вышел СD со сказкой Леонарда Уайтинга «Мечта Чарли» ("Charlie’s Dream "), текст которой читает Питер Устинов. В последнее время Леонард Уайтинг сосредоточил своё внимание на преподавательской деятельности в области шекспировской драмы. Будучи профессором, он проводит мастер-классы и читает лекции в театральных школах и университетах по всему миру.

У Леонарда две дочери: Шарлотта Вестенра (CharlotteWestenra), успешный театральный режиссёр, и Сара Кнестрик (Sarah Knestrick), специалист по компьютерному дизайну. Она создала буклет для аудио издания сказки «Мечта Чарли». Сара мать троих очаровательных детей: Тайлера (Tyler Knestrick), Чейза (Chase Knestrick) и Хлои Розы Кнестрик (Chloe Rose). Кроме внуков, у Леонарда Уайтинга несколько крестников, которые живут в Шотландии, Италии и других странах мира.

Леонард Уайтинг по сей день поддерживает отношения с актёрами фильма Дзеффирелли «Ромео и Джульетта»: Оливией Хасси (Olivia Hussey) , Майло О’Ши (Milo O’Shea), Брюсом Робинсоном (Bruce Robinson), Джоном МакЭнери (John McEnery), исполнявшими роли Джульетты, монаха Лоренцо, Бенволио и Меркуцио.

Место, где проводились натурные съёмки пылкого объяснения Ромео и Джульетты на балконе, Леонард Уайтинг увидел снова лишь 42 года спустя после своей работы в легендарной картине Дзеффирелли.

Леонард написал свое продолжение "Ромео и Джульетты", но эта постановка пока еще не осуществлена.